Главная Мифология Стихи Фильмы Это интересно Форум
Перейти на страницу с текстом книги Скачать книгу 'Русалочка', с иллюстрациями
формата '*.doc'
600kb Заархивированная книга 'Русалочка', БЕЗ иллюстраций
формата '*.zip'
124kb
 
On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Правила: заголовок темы должен кратко и понятно отражать ее суть, нельзя писать латиницей или заглавными буквами. Сообщение, ник, аватар не должны выделяться своими размерами или стилем написания от остальных, быть читабельными, написаны литературно и достаточно грамотно.
Присылайте свои материалы, касающиеся сайта по эл. почте.


АвторСообщение





Пост N: 20
Зарегистрирован: 19.11.09
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.09 15:19. Заголовок: Праздники в честь русалок и водяных


РУСАЛИИ
Нашла несколько толкований данного праздника:
1) древнеславянские моления русалкам (вилам ) — духам дождя, растительности и плодородия, изображавшимся в виде крылатых девушек —«сиринов». Р. праздновались 4 раза в году. Два зимних срока (25 декабря и 6 января) были связаны с новогодней заклинательной Магией; летние («русальная неделя» с 4 июня и «купала» 24 июня) — с молениями о дожде. В русальских обрядах и маскарадах участвовали мужчины и женщины, они сопровождались музыкой, пением и ритуальными плясками, вызывавшими резкие нападки церкви. Р. можно приравнять к западноевропейским Карнавалам. Подобные обряды были известны у древних римлян («rosalia») и ряда других народов. В Болгарии Р. этнографически засвидетельствованы в начале 20 в.

2) Руса́лии (Русальная неделя) — обрядовый праздник «проводов русалок». Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).

Праздник заключался в том, что в это время вся молодёжь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д. (сс. Марьевка, Мало-Архангельское Николаевского уезда (ныне Пестравского р-на). Наиболее интересно он проходил в соседнем селе Красная Поляна, где главной русалкой обряжали парня и прогоняли её в реку. Возможно, это наиболее ранний вариант обряда, суть которого заключалась в том, чтобы изгнать русалку из села, очистив его от «нечисти» до будущей весны. Вся эта процессия сопровождалась пением русальных песен:

Из лоханки умывалася,
Помелом я вытиралася,
На заслон богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.

У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «изгнание русалки»), известный на территории южнорусских областей и восточного Полесья: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели (или в понедельник Петрова поста) выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костёр, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака, — русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем
Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.

Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.

Женщины проводят тайные обряд, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.

По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки.

Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.





Русалочья неделя
Следующая после Троицы неделя (нынешняя до 22 июня), а иногда предшествующая ей, в Беларуси в старину отмечалась как Русальная или Троицкая неделя. Считалось, что именно в это время можно встретить самую настоящую русалку. Есть люди, утверждающие, что встречают ее и сейчас.

Повсеместно в Европе считалось, что русалками становились девушки, умершие до женитьбы, особенно «зарученные», либо девушки и дети, умершие или утонувшие на Русальной неделе. Под словом «русалка» жители Полесья понимали не только персонажей определенного класса нечистой силы, но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученной умерла». Соответственно необходимо было соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели, и прежде всего тем, чьи умершие родственники стали «русалками».

Представления о внешнем виде русалки неоднородны. В западном Полесье и Украине говорили, что русалки выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом, и что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове. В пинском Полесье и Центральной Беларуси русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. Любопытно, что аналогично описывают русалок и в Скандинавии. О таких рассказывали, что они «кудлатые как ведьмы», «горбатые и старые», что у них «груди как каменья», а ходят они голые или в лохмотьях с клюкой в руках. Именно такое страшное существо видел известный писатель И.Тургенев в молодости, когда купался в пруду.

В некоторых местах, где русалку считали водяной нимфой, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.

Во время Русальной недели русалки гуляют во ржи, сидят у воды или на деревьях, а также встречаются в поле, лесу, на кладбище и на перекрестках дорог. Наиболее традиционные места их пребывания - вода и деревья - осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.

В Брестской области рассказывали: «По житу вона ходит: кому зародит добре, а кому - нияк, зничтожае жито».

Еще говорят, что русалки не причиняют вреда, но могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако, большая часть поверий относит их к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже.

И пусть русалки - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья, что их видели с ребенком на руках, а также о способности русалок кормить грудью и опекать брошенных новорожденных. Дети являются и постоянным объектом вредоносных действий русалки, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле. «Не ходи в жито, - угрожали на Волыни детям в период Русальной недели, - а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка».



Чтобы в период Русальной недели оберечься от козней русалок, люди соблюдали запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес. На ночь специально оставляли для русалки на столе еду, а на ближайших деревьях или ограде возле дома - одежду.
В соответствии с поверьями о том, что в последний день Русальной недели русалки возвращаются на тот свет, на Полесье и в южнорусских областях совершался обряд провода русалки.




Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет