РУСАЛИИ Нашла несколько толкований данного праздника:
1) древнеславянские моления русалкам (вилам ) — духам дождя, растительности и плодородия, изображавшимся в виде крылатых девушек —«сиринов». Р. праздновались 4 раза в году. Два зимних срока (25 декабря и 6 января) были связаны с новогодней заклинательной Магией; летние («русальная неделя» с 4 июня и «купала» 24 июня) — с молениями о дожде. В русальских обрядах и маскарадах участвовали мужчины и женщины, они сопровождались музыкой, пением и ритуальными плясками, вызывавшими резкие нападки церкви. Р. можно приравнять к западноевропейским Карнавалам. Подобные обряды были известны у древних римлян («rosalia») и ряда других народов. В Болгарии Р. этнографически засвидетельствованы в начале 20 в.
2) Руса́лии (Русальная неделя) — обрядовый праздник «проводов русалок». Русалии отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).
Праздник заключался в том, что в это время вся молодёжь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д. (сс. Марьевка, Мало-Архангельское Николаевского уезда (ныне Пестравского р-на). Наиболее интересно он проходил в соседнем селе Красная Поляна, где главной русалкой обряжали парня и прогоняли её в реку. Возможно, это наиболее ранний вариант обряда, суть которого заключалась в том, чтобы изгнать русалку из села, очистив его от «нечисти» до будущей весны. Вся эта процессия сопровождалась пением русальных песен:
Из лоханки умывалася,
Помелом я вытиралася,
На заслон богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.
У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «изгнание русалки»), известный на территории южнорусских областей и восточного Полесья: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели (или в понедельник Петрова поста) выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костёр, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала и не навредила. Ср. восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака, — русалок и о возвращении их на «тот свет» в последний день троицко-русального периода.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем
Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом, разбрасывая по углам дома свежие березовые ветки.
Это также день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.
Женщины проводят тайные обряд, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы не приставали к детям и другим родичам, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.
По преданию, во время Русальной недели русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху.
Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки.
Чтобы уберечься от русальего приворота, надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.
Русалочья неделя Следующая после Троицы неделя (нынешняя до 22 июня), а иногда предшествующая ей, в Беларуси в старину отмечалась как Русальная или Троицкая неделя. Считалось, что именно в это время можно встретить самую настоящую русалку. Есть люди, утверждающие, что встречают ее и сейчас.
Повсеместно в Европе считалось, что русалками становились девушки, умершие до женитьбы, особенно «зарученные», либо девушки и дети, умершие или утонувшие на Русальной неделе. Под словом «русалка» жители Полесья понимали не только персонажей определенного класса нечистой силы, но и конкретных умерших в селе людей. Часто говорили: «Вон у Данилихи в роду есть русалка, дочка ж ее, Нина, зарученной умерла». Соответственно необходимо было соблюдать запреты на некоторые виды работ и выполнять поминальные обычаи в течение Русальной недели, и прежде всего тем, чьи умершие родственники стали «русалками».
Представления о внешнем виде русалки неоднородны. В западном Полесье и Украине говорили, что русалки выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом, и что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове. В пинском Полесье и Центральной Беларуси русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. Любопытно, что аналогично описывают русалок и в Скандинавии. О таких рассказывали, что они «кудлатые как ведьмы», «горбатые и старые», что у них «груди как каменья», а ходят они голые или в лохмотьях с клюкой в руках. Именно такое страшное существо видел известный писатель И.Тургенев в молодости, когда купался в пруду.
В некоторых местах, где русалку считали водяной нимфой, ее представляли себе в виде полуженщины - полурыбы. Таких русалок часто называли фараонками.
Во время Русальной недели русалки гуляют во ржи, сидят у воды или на деревьях, а также встречаются в поле, лесу, на кладбище и на перекрестках дорог. Наиболее традиционные места их пребывания - вода и деревья - осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.
В Брестской области рассказывали: «По житу вона ходит: кому зародит добре, а кому - нияк, зничтожае жито».
Еще говорят, что русалки не причиняют вреда, но могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако, большая часть поверий относит их к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже.
И пусть русалки - это души девушек, умерших до брака, широко известны поверья, что их видели с ребенком на руках, а также о способности русалок кормить грудью и опекать брошенных новорожденных. Дети являются и постоянным объектом вредоносных действий русалки, которая наказывает их за внеурочное появление в цветущем ржаном поле. «Не ходи в жито, - угрожали на Волыни детям в период Русальной недели, - а то русалка заставит тебя нянчить своего ребенка».
Чтобы в период Русальной недели оберечься от козней русалок, люди соблюдали запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены («щоб русалкам очи не забрызгать глиною»), не ездили за дровами в лес. На ночь специально оставляли для русалки на столе еду, а на ближайших деревьях или ограде возле дома - одежду.
В соответствии с поверьями о том, что в последний день Русальной недели русалки возвращаются на тот свет, на Полесье и в южнорусских областях совершался обряд провода русалки.