Решила обратиться к русским легендам и преданиям.
Русалки в славянской мифологии-это фантастические жилицы вод и источников земли,особенно непроточных-озёр,стариц,прудов,тихих рек.Быстрой,проточной воды русалки не любят("русалка"произошло от слово русло).
Как и многие другии призрачные,водяные девы,русалки-это души усопших,а точнее-погибших неестественной смертью,самоубийц,ну и,конечно,красавиц,утопившихся от несчастной любви.Первые четыре года они ещё могут вернуться к живым людям,если найдётся знающий человек,который вовремя подаст русалке крест.Через четыре года обращение становится не возможным.
Среди русалок есть старшие,которые бранят младших,не сумевших затащить в воду ни одного человека,смеются над ними.
Летом,начиная с Троицына дня,русалки оставляют речные и озёрные омуты и выходят на землю.Для жительства русалки выбирают себе плакучие берёзы,потому в Русалочью неделю девушки непременно ходят завивать берёзки,чтобы водяниц задобрить:связывают разноцветными лентами берёзовые ветви,на которых так любят качаться мавки при луне,которая для них светит ярче обычного.Русалки аукаются между собой,пляшут,водят весёлые хороводы.
Бывает,русалка пожалеет парня и не станет его топить,но тогда всего лишь на 2 часа в сутки дозволено ей выходить к милому на свидание,а всё остальное время её участь-злая ревность к живым.
Особенно тяжко приходится влюблённым русалкам зимой,когда наступает зима,реки и озёра замерзают.В народе говорят:если слышен сильный треск льда,значит,это русалка бьётся в него из глубины,горюя о милом друге.
Легенды и сказания о русалках у славян многочисленны и разнообразны, хотя происхождение этих существ всегда похоже, — в русалок превращаются прежде всего утопленницы, часто покончившие жизнь таким образом из-за несчастной любви, молодые женщины, умершие неестественной смертью, умершие до замужества девственницы, а также некрещеные дети.
Характер у славянских русалок не простой. И хотя часто в различных словарях и справочниках их определяют, как зловредных существ, враждебных человеку, трудно с этим согласиться. В поверьях русалки, как правило, просто адекватно реагируют на поведение человека, вторгающегося в их владения. Путают сети рыбакам, портят жернова мельникам, могут затопить сухие места посредством расчёсывания своих волос гребнем. Праздно шатающихся могли и защекотать до смерти. Но всегда оставался выход — можно было гребнем откупиться или полынью напугать. А если специально гребень или полотно на рубаху подарить или русалёнка спасти, то пользы от русалок будет много, — пробегутся по лугам, и травы там гуще растут и сочнее становятся, пробегутся по полям, и урожай больше! А если за руку русалку схватить да в дом привести, целый год по хозяйству работать будет! На душу бессмертную никогда они не претендовали.
По своей сущностной составляющей, русалки в большинстве преданий относятся к мёртвой нежити в одной компании с водяными, лешими да вурдалаками. Исключения составляют погибшие неестественной смертью молодые женщины, поскольку они крещённые, то нежитью не являются, а просто не могут успокоить свою душу. Но это скорее всего уже поздние наслоения на мифы, с коррекцией на христианское бытование после крещения Руси.
Существует
разновидности славянских русалок:
1)
БОЛОТНИЦА (омутница,лопатница)— дева-утопленница, живущая на болоте. Её чёрные волосы раскинуты по
нагим плечам и убраны осокой и незабудками. Растрёпа
и нечёса, бледнолицая с зелёными глазами, всегда голая
и готовая завлекать людей к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и
потопить их в трясине. Болотницы могут насылать на
поля сокрушительные бури, проливные дожди,
разрушительный град; похищать у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна.
МАВКИ- славянские мифические существа (у украинцев Мавки, майки, нейки, у болгар навяки или навы, у словинцев мавье, навье, мовье). Название это происходит от старославянского навь - мертвец. Мавки - дети, умершие без крещения или задушенные матерями. Они скрываются в лесах, на полях, в реках и озерах, часто сближаются с русалками, сбивают путников с дороги, заводят в болота и убивают. Их представляют в виде детей или дев, с длинными волосами, в белых сорочках.
ВОДЯНИЦЫ-женский дух воды.Русские крестьяне считали, что это утопленницы из крещеных.
БЕРЕГИНЯ - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета. Есть сведения, что у неё между перстов есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост.
Живёт Берегиня - Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву
КУПАЛКИ Также есть ещё
Омутницы, Водяницы, Шутовки,Лоскотухи и Вилы В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по нолям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день.
Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой Р. якобы боятся. На просьбы Русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки. Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» Р. (или весну). Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а Р. догоняла. Часто Русалок изображали в виде чучела (иногда — обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов Русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы».
В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки». Образ Р. связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда Р. представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы, Ярили и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь Русалок с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства Р. стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью. Возможно, название Р. восходит к древнерусским языческим игрищам русалиям, известным по церковно-обличительной литературе.
Возможно, наименование русалий заимствовано славянами на Балканах, где античные поминальные обряды носили название розалии.